Ответы в темах

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
  • Автор
    Сообщения

  • olga-shdor
    Участник

    Изучение русского языка как родного в общеобразовательной школе является важным этапом в формировании личности ребенка, необходимым для его дальнейшего полноценного и гармоничного существования в обществе. На уроках русского языка, помимо специальных, формируются общеучебные умения и осваиваются универсальные учебные действия, помогающие в изучении других предметов школьной программы: умение формулировать цель своей деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, извлекать и обрабатывать необходимую информацию из различных источников и др. Это даёт основание говорить о метапредметности в изучении русского языка.
    Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.
    Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм .
    Возникает вопрос: «Как реализовать данный подход в практической деятельности учителя». В преподавании русского языка и литературы появилось новое понятие «универсальные учебные действия».
    Одной из существенных особенностей является его ориентированность на формирование, развитие, проверку и оценивание не только предметных, но и метапредметных результатов образования, которые тесно связаны с понятием функциональной грамотности. Она понимается как способность человека получать, понимать, осваивать, перерабатывать хранить, передавать, эффективно использовать информацию (прежде всего – тестовую) в ежедневной бытовой, учебной, профессиональной и общественной жизни.
    Функциональная грамотность – явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления. Выделяется несколько основных индикаторов функциональной грамотности:
    1) коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; способность адекватно понимать чужую речь (устную, письменную) и самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также свободное владение новой формой речи, зарождающейся и активно формирующейся в современном социуме, – компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
    2) информационная грамотность, которая прежде всего опирается на умение осуществлять поиск информации (в учебниках, в справочной литературе), извлекать её из различных источников (например, из Интернета, компакт-дисков учебного содержания), перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.
    3) деятельностная грамотность как проявление организационных умений и навыков: способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
    Таким образом, на учебном занятии используется метапредметный тип интеграции. Он связан в первую очередь с разработкой нового содержания образования.
    Особенности данного типа интеграции состоят в следующем:
    А) Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания.
    Б) Вторая особенность. Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что собственно и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее – на рефлексивных основаниях.
    В) Третья особенность – это ориентация на развитие у школьников базовых способностей. Таких как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая и т.д. Ориентация на развитие способностей как основной показатель качества образовательной работы также определяет специфику метапредметной интеграции.
    Г) Четвертая особенность – это новаторство в плане использования разного типа методических приемов: неделя метапредметного осознания, занятие с рефлексивными остановками, занятие на выстраивание личной учебной стратегии детей, дискуссии с метапредметными комментариями, коллективная игра в мыслительный эксперимент.
    И все-таки что является результатом метапредметного обучения? Версия ответа на этот вопрос, которая дается в ФГОС, а именно универсальные учебные действия, является, на мой взгляд, недостаточно технологичной. За ней не стоит отчетливого понимания того, что, по сути, представляют собой универсальные учебные действия, отсутствует указание на конкретную образовательную практику и технологии, где такой результат обучения достигается. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.
    Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
    Так как в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения правильно общаться, от знания приёмов речевого воздействия, убеждения, актуален выбор эффективных технологий, способствующих развитию лингвистической познавательной активности учащихся. Метапредметные технологии помогают создавать условия для достижения успешности всеми учащимися.


  • olga-shdor
    Участник

    Организация урока предполагает различные этапы. Поэтому приемы можно классифицировать по данным этапам, но это не постулат. Одни и те же приемы допустимы на разных этапах урока, другие помогают в организации учебного процесса. Поэтому я выделила следующие приемы:

    Повышение интереса к уроку можно достичь, используя приемы:

    Привлекательная цель
    Отсроченная отгадка
    Фантастическая добавка
    Практичность теории (жизненная история, подтверждающая важность умения)
    Пресс – конференция (неполно раскрывается тема, предлагается школьникам задать дораскрывающие ее вопросы)
    Вопрос к тексту
    Повторение изученных ранее тем.
    Своя опора (ученики составляют опорный конспект изученной темы либо отдельного параграфа)
    Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме. Например, по теме «Имя существительное».)
    Игра «Ромашка» (ученики по очереди отрывают лепестки ромашки, на которых находятся вопросы по ранее изученной теме)
    Пересечение тем.
    Домашнее задание
    Три уровня домашнего задания (обязательный минимум, тренировочный, творческий.)
    Коллективная учебная деятельность
    Организация работы в группах
    Лови ошибку (ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.)
    Пресс – конференция и вопрос к тексту.
    Своя опора
    Мозговой штурм
    Игровая учебная деятельность
    Игры – тренинги. Игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия…
    Игры в случайность (игра «Что? Где? Когда?», «Ромашка»)
    Театрализация. Благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо «почувствовать» произведение и всех героев.
    «Да» и «Нет» говорите.
    Приемы устного опроса
    Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.
    Резюме – ученики письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к уроку, учебному предмету, учителю. Резюме дается раз в неделю или в месяц, по итогам года. (Что нравится на уроках? Что не нравиться на уроках? Что мешает учиться? и другие вопросы. Поставь себе отметку по 10 балльной системе. Обоснуй ее. Оценка учителю.)
    Конструктор урока. Знание приемов педагогической техники не будут иметь должного эффекта, если они не будут использоваться в системе. Поэтому можно облегчить свою учительскую жизнь, создав конструктор для «сборки уроков», что поможет разнообразить уроки.

Просмотр 2 сообщений - с 1 по 2 (из 2 всего)
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*


Генерация пароля