Программа модуля разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, в соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы, на основе профессионального стандарта педагога.
Актуальность содержания данной Программы базируется на следующем противоречии, складывающемся в проблемном поле современной образовательной ситуации. С одной стороны, образование в национальных школах зачастую ведется по учебным комплексам, разработанным для учащихся, для которых русский язык является родным. Более того, единый государственный экзамен выпускники разных национальностей также сдают на русском языке. С другой стороны, реальная практика школьного преподавания русского языка как неродного представлена отдельными разрозненными образцами и не имеет системного применения. В итоге выпускники испытывают затруднения при выполнении заданий единого государственного экзамена. Среди разделов, наиболее сложных в изучении, находится и грамматика. Таким образом, в Программе рассматриваются современные вопросы изучения морфологических норм русского языка как неродного в условиях преподавания русского языка как неродного.
Общая цель данной Программы состоит в формировании и совершенствовании профессиональных компетенций учителя-словесника (предметных, метапредметных, личностных), связанных с преподаванием грамматики русского языка как неродного в условиях национальных школ.
В связи с поставленной целью выделяется ряд задач, которые должны решаться в процессе реализации программы обучения.
- Обеспечение понимания специфических задач учителя-словесника, направленных на изменение, совершенствование своей педагогической деятельности в соответствии с подходами к преподаванию школьного курса русского языка как неродного.
- Формирование умений в самостоятельной деятельности проектировать учебную ситуацию, реализовывать ее, строить ее рефлексивный анализ и осуществлять диагностику, мониторинг результатов деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и спецификой учебного предмета «Русский язык».
- Умение осмыслять, анализировать практический опыт учебных ситуаций и урока с позиций смысла деятельности учителя и ученика с точки зрения задач развития предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий и компетенций субъектов обучения в рамках предмета «Русский язык».
Результаты освоения образовательной программы определяются в трѐх основных аспектах:
личностные результаты:
– готовность и способность слушателей к саморазвитию, сформированность мотивации к творческой профессиональной деятельности, ценностно-смысловых установок педагога, отражающих его индивидуально-личностные позиции, социокультурные компетентности;
метапредметные результаты:
– освоенные слушателями универсальные профессиональные компетенции: способность строить гармоничный профессиональный диалог и владение основными коммуникативными стратегиями; действия профессиональной рефлексии – предметной, операциональной, личностной; информационная компетенция – способность оперировать информацией разного типа и уровня сложности, строить собственную информационную структуру;
предметные результаты:
– освоенные слушателями в ходе изучения модуля опыт специфической для предметной области «Русский язык» деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В итоге освоения Программы слушатели должны:
– иметь способность оценивать роль и место базовых знаний по грамматике и методике русского языка как неродного в профессиональной деятельности;
– уметь проектировать сценарии учебных ситуаций по русскому языку как неродному на основе инновационных методов обучения;
– знать современное состояние и перспективы развития методики преподавания русского языка как неродного;
– знать особенности формирования функциональной грамотности учащихся;
– понимать принципы формирования развивающей образовательной среды;
– владеть современными способами диагностики образовательного процесса, планировать свою деятельность с учетом возрастных особенностей учащихся.
Формы организации занятий: работа слушателей по материалам дистантного модуля с последующим контролем (тестирование).