img_2663-80029 сентября 2016 года на базе ТОИПКРО состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы обучения русскому языку как неродному/иностранному в современной школе». Конференция была организована в рамках реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы по мероприятию 1.6. «Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации».

Целью конференции явилось обсуждение проблем преподавания русского языка (как родного, как неродного) на всех уровнях образования и возможностей реализации современных моделей, обеспечивающих повышение качества изучения русского языка как родного, как неродного.

В рамках конференции, кроме очного участия, педагогические работники области и гг. Москва, Махачкала имели возможность подключиться к работе в режиме видеоконференсвязи. В целом в конференции приняло участие 240 человек.

Ведущая конференции,  Татьяна Викторовна Мирзаева, заведующая кафедрой общеобразовательных дисциплин ТОИПКРО, к.филол.н., выразила благодарность всем заинтересованным в актуальности мероприятия педагогам, собравшимся и за круглым столом конференц-зала, и участникам дистанционного формата и представила докладчиков.

IMG_2636Открыла конференцию Аверина Ирина Валентиновна, проректор по инновационной деятельности ТОИПКРО, которая, поприветствовав участников, рассказала о стажировочной площадке по реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016−2020 г.г. по мероприятию 1.6, основанной на базе Тамбовского института повышения квалификации работников образования. Показатель качественной работы площадки − успешная реализация ряда моделей по развитию содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка. В своем выступлении И.В. Аверина остановилась более подробно на содержательных и технологических аспектах преподавания русского языка в поликультурной среде. Особый акцент был сделан на организацию курсов повышения квалификации для педагогов Республики Дагестан, в ходе проведения которых были выявлены и обозначены проблемы в области преподавания русского языка как неродного. Как отметила проректор, − это затруднения при проектировании уроков и внеурочной деятельности, недостаточная компетентность в области информационно−коммуникационных технологий, узкий спектр современных УМК). Завершилось выступление И.В. Авериной словами благодарности в адрес педагогов, принявших непосредственное участие в реализации федерального проекта в Республике Дагестан.

Основным пленарным  докладом конференции стал доклад Дронова Владимира Васильевича, к.филол.н., доцента кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Российского университета дружбы народов (г. Москва) на тему: «Методика сохранения русского языка за рубежом». Владимир Васильевич более подробно осветил вопросы, связанные с современными учебниками преподавания русского языка как неродного, которые разрабатывает  кафедра РУДН, а именно –  учебником «Доброе слово», уникальная особенность которого – его универсальная адресность ученикам, их родителям и, конечно, педагогам. По словам Дронова В.В., цель преподавания русского языка – формирование языкового сознания, ассоциативных рядов русских слов. «В корнях живут воспоминания, то есть история народа», − считает Владимир Васильевич, поэтому его совет – внимательное знакомство с такими книгами, потенциал которых и заключается в формировании языковой картины мира, как «Формирование русского языкового сознания на уроках русского языка», «Ассоциативный словарь русского языка», «Как слово русское зовется», интерактивный УМК «Русский язык – ДА!». По мнению ученого, представление о русском языке как о системе образов составляет сущность нашего языкового сознания.

Далее эстафета научно−практических докладов перешла к представителям Республики Дагестан.

IMG_2746Исабекова Румина Куйбышевна, координатор ФЦПРЯ по Республике Дагестан, выступила с темой: «Культура и традиции народов Дагестана на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности». Её коллеги, преподаватели Республиканского многопрофильного лицея г. Махачкала, Билалова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, и Хаджимурадова Хайбат Ахмедовна, к.филол.н., учитель русского языка и литературы, поделились опытом работы в области проектной деятельности как одной из современных форм организации внеурочной работы, способствующей углублению знаний учащихся Республики Дагестан о родном крае (изучение творчества русских поэтов и писателей, чьи жизнь и творчество тесно связаны с Кавказом, пословицы и поговорки многонациональной республики, перевод дагестанских народных сказок на русский язык и др.).

Профессорско−преподавательский состав кафедры русского языка как иностранного ТГУ имени Г.Р. Державина выступил с фундаментальным подходом в области формирования лингвокультурологических компетенций иностранцев. Так, Мизис Ирина Юрьевна , директор Центра международного образования ТГУ имени Г.Р. Державина в своем докладе «Лингвокультурологический подход при обучении русскому языку как неродному/иностранному» выразила мысль о том, что сформированные лингвокультурологические компетенции позволят практически пользоваться русским языком (русский этикет, русская культура и традиции). Ирина Юрьевна также уделила внимание учебным пособиям и учебникам по лингвокультурологии как существенной помощи учащимся в освоении русского языка. И яркой завершающей точкой прозвучало сообщение Мизис И.Ю. о клубе «Искусство без границ» как о месте общения и развития в плане изучения русского языка иностранных студентов.

В последующих выступлениях представителей кафедры русского языка как иностранного ТГУ имени Г.Р. Державина были освещены такие темы, как «Методика лингвострановедческой работы над художественным текстом» (доклад к.филол.н., доцента Зиновьевой Елены Михайловны), «Воспитание толерантности и преодоление этноцентризма в современной образовательной среде» (доклад Дроновой Ольги Александровны, к.филол.н., доцента, зав.кафедрой русского языка как иностранного ТГУ имени Г.Р. Державина), «Национальная картина мира при обучении русскому языку как неродному» (доклад к.филол.н., доцента Дубровиной Елены Викторовны).

В обсуждении актуальных вопросов преподавания русского языка как неродного приняли участие и учителя−практики.  Зотова Татьяна Николаевна, к.филол.н., руководитель Центра искусств и возрождения народных ремесел» ТОГАПОУ «Педагогический колледж г. Тамбова», выступила с темой о методической основе преподавания русского языка как родного/неродного в современной школе». Её коллега, Тарасюк Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 22 г. Тамбова поделилась практикой в преодолении лексической интерференции в речи учащихся−инофонов.

Выступление  Шарандиной Натальи Николаевны, к.филол.н., зав.отделом экспериментальной работы и инновационной деятельности ТОИПКРО о выявлении профессиональных затруднений учителей русского языка Республики Дагестан и формировании перспективных направлений развития системы повышения квалификации в рамках предметной области «Русский язык» (по результатам рефлексивных анкет) подвело итог научно−практической конференции.

Таким образом, можно с уверенностью отметить, что тематика проведенной научно−практической конференции является актуальной, что подтверждает территориальное покрытие мероприятия, а ее перспективность – в поисках современных форм и методов преподавания русского языка как неродного.

Тезисы выступления Мизис И.Ю. «Лингвокультурологический подход при обучении русскому языку как неродному/иностранному»

Презентация к выступлению Мизис И.Ю. 

Презентация к выступлению Шарандиной Н.Н.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*


Генерация пароля