Лингвокультурологический подход при проектировании поликультурной образовательной среды
1) название практики – Лингвокультурологический подход при проектировании поликультурной образовательной среды
2) субъект РФ, населенный пункт: Тамбовская область
3) наименование организации:
ТОГБУК Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина
ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»
4) авторы: Мизис Инна Юрьевна, Пронина Людмила Алексеевна
5) годы реализации: 2016-2018
6) уровень образования: дошкольное образование, начальное, основное и среднее общее образование
7) описание сути практики (1-2 стр. А4)
Цель практики- проектирование поликультурной образовательной среды через сетевое взаимодействие учреждений культуры и образовательных организаций.
В условиях сетевого взаимодействия (Центр «Диалоги культур» ТГУ им. Г.Р. Державина, областная научная библиотека имени А.С. Пушкина) осуществляется консультационная поддержка педагогических работников. Диалоговой площадкой для тьюторов и педагогов, а также для широкого круга общественности области стал региональный Центр русского языка «Русское слово», созданный в 2016 году на базе социально ориентированной автономной некоммерческой организации «Региональный центр образовательных технологий». В 2018 году Центр «Русское слово» стал победителем регионального конкурса грантов, организованного администрацией Тамбовской области», с проектом «Культурно-образовательный марафон «Диалог культур».
Самыми актуальными темами консультаций являются следующие: вопросы интерференции и способы ее преодоления в учебном процессе, лингвокультурный подход в преподавании русского языка в полиэтническом классе, современные образовательные технологии преподавания предмета в условиях поликультурной среды, электронные образовательные ресурсы.
Практика основана на методике организации внеурочной деятельности с использованием ресурсов и возможностей учреждений культуры.
8) результаты внедрения, в т.ч. количественные показатели (при наличии)
На основе полученного опыта в 2018 году разработано УМК «Россиеведение в аспекте изучения русского языка и культуры», который включает в себя более 60 сценариев внеклассных мероприятий, мастер-классов, интернет-проектов и др. и на сегодняшний день апробируется учителями-новаторами в пилотных школах Республики Дагестан и 12 образовательных организациях Тамбовской области – детских садах и школах.
9) практическая значимость и преимущества результатов
Реализация проекта обеспечила уникальную возможность получения учителями, преподающими русский язык в условиях взаимодействия разных языковых сред (полиэтничные классы; обучение детей, для которых русский язык не является родным), квалифицированной помощи со стороны специалистов, имеющих богатый опыт работы в подобных ситуациях. В качестве положительного момента стоит особо отметить то, что педагоги могли получать оперативные консультации непосредственно по ходу апробации в учебном процессе тех методических подходов и приемов, с которыми они познакомились. Основным результатом практики является применение эффективных технологий и методических приемов обучения русскому языку как неродному педагогами, которые ранее не имели подобного опыта.
10) ссылки на информационные источники, публикации, которые представляют результаты практики:
11) доп. материалы – фото практической деятельности в хорошем разрешении для публикации.