Ответы в темах
-
АвторСообщения
-
24.12.2020 в 10:45 в ответ на: Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном обучении разным предметам #2705
Универсальным средством формирования метапредметных результатов обучения становится работа с текстом, который в силу своих лингвистических особенностей выступает наиболее эффективной дидактической единицей для формирования универсальных учебных действий в процессе обучения русскому языку.
Задачей современного урока является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. И чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребёнка решать при помощи языковых средств те или иные коммуникативные задачи в различных ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию.
Поскольку основной единицей общения является текст, то именно он выступает в качестве единицы обучения.
Таким образом принцип текстоцентризма – признание текста в качестве важнейшей единицы в обучении не только русскому языку и литературе, но и другим учебным предметам – становится основополагающим.
Работа с текстом может стать средством формирования метапредметных результатов обучения и обеспечить совершенствование коммуникативной компетенции учащихся. Русский язык, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным предметам, обладает уникальными возможностями для формирования метапредметных результатов обучения, и особую роль здесь играет работа с текстом, которая должна быть организована учителем в соответствии с целями и задачами достижения метапредметных результатов обучения.Навыки, полученные учеником при работе с текстом на уроке русского языка, должны стать основой работы с текстом на других уроках, связанных с пониманием и переработкой текстов. Таким образом,существует метапредметный потенциал для развития УУД. Старания учителя должны быть направлены на конкретный результат – на практическое владение речью, а также использование полученных навыков и умений в других областях жизни и деятельности учащихся (метапредметные связи). Навыки анализа и синтеза, которые дети получают при работе с текстами и выполнении заданий различной сложности, также во многом способствуют формированию метапредметных связей и использованию их в любой образовательной деятельности. Но самое главное – учить детей использовать полученные знания, навыки и умения при выполнении практических заданий, в формировании жизненного опыта. Навык, полученный во время урочной деятельности, сформированные умения, усвоенные знания помогают в самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать с получением практического результата.
Под влиянием изучения русского языка и литературы, учащиеся переосмысливают знания, получаемые на других предметах. И наоборот,навыки и умения,полученные при обучении отдельным предметам, превращаются в прочныеобразовательные навыки и умения. Создаются крепкие связи, позволяющиедетям самостоятельно решать жизненные проблемы.
В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества,подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
Поэтому особое внимание следует обратить на смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. -
АвторСообщения