Считаю, что универсальным средством формирования метапредметных результатов обучения в начальной школе является работа с текстом. Русский язык, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным предметам, обладает уникальными
возможностями для формирования метапредметных результатов обучения, и
особую роль здесь играет работа с текстом, которая должна быть организована учителем в соответствии с целями и задачами достижения метапредметных результатов обучения.
Особое внимание следует обратить на смысловое чтение – вид чтения,
которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо
дать оценку информации, откликнуться на содержание, суметь
сформулировать вопросы по тексту.
Приемы и методы смыслового чтения:
• целенаправленное чтение
• аудирование
• чтение молча
• выразительное чтение вслух
• выборочное списывание
• комментированный диктант
• лексический анализ слов (словарная карта) • составление схем предложений
• пунктуационный анализ текста
• устное изложение
• тренинг ассоциативного мышления (составить ассоциативный ряд со словом (весна: молодость, детство, цветущий сад, яркое солнце, синее небо)
• тренинг воссоздающего воображения (опишите море так, чтобы читатель увидел его, почувствовал запах, услышал шум)
• составление синквейна