В условиях модернизации школьного образования русский язык обладает уникальными возможностями для формирования метапредметных результатов обучения, и особую роль здесь играет работа с текстом.
В начальных классах для работы с текстом используются разные виды заданий: чтение и выделение смысловых частей; пересказы; составление плана; восстановление деформированного текста; выборочное чтение; чтение с пометками и др.
На уроках русского языка ученики могут: анализировать текст по вопросам; озаглавливать текст; восстанавливать текст по опорным словам. Дети могут при ответе на вопросы пользоваться либо только самим текстом, либо искать дополнительную информацию в словарях, справочниках, Интернете.
На уроках математики ученики работают с текстовыми задачами, проводят анализ задачи, устанавливают связи между данным и искомым, переводят текст задачи в графическую форму, по схематической записи составляют тексты задач.
На уроках окружающего мира ученики выделяют существенные и несущественные признаки, классифицируют их, учатся понимать главную мысль научного текста, фиксируют результаты наблюдений и т.д.
Таким образом, существует метапредметный потенциал для развития УУД.