Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В примерной программе по русскому языку и литературе цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
В педагогической литературе представлены различные синонимы словосочетания «метапредметные умения»: «надпредметные», «универсальные», «интегрированные».
Метапредметные результаты изучения предметов «Русский язык» и «Литература» в основной школе проявляются в:
1) умении понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
2) умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
3) умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.