Метаграммы

Со звуком с я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С м берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
С к я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С п – от вас не утаю –
Тоже в классе я стою.
Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но к на ц перемени –
Я по болоту зашагаю.
Я цвет одинаковый часто имею:
И с г зеленею, и с к зеленею.
Но с к вам со мною рискованно быть:
Могу и до слез довести, и убить.
С п я в доме, с в я в поле,
С м я в море, с г – в футболе,
С к вбивают, с т взрывают,
С д долину называют.
С б мучительной бываю,
С м одежду пожираю,
С р актеру я нужна,
С с для повара важна.
Я с [л] смягченным – под землей,
бываю каменный и бурый,
а с твердым – в комнате любой,
в геометрической фигуре.
С твердым [л] я на стене,
книга, например, на мне,
но как только [л] смягчите,
сразу в танец превратите.
Вы в сказках обо мне читали:
меня в кубышках зарывали,
но если [д] в конце смягчить,
телегу можно мной грузить.
С глухим согласным наливаюсь в поле,
со звонким – сам звеню я на раздолье.
С глухим траву она срезает,
со звонким – и листочки объедает.
С глухим согласным мы его читаем,
со звонким – в нем мы обитаем.
С глухим в начале – кругл, как мячик,
со звонким – как огонь горячий.
 С е – антоним слова южный, 
с к – совсем плохой, ненужный.
 С буквой а – антоним слова кончать,
с буквой я – синоним слова наполнять.

Логогрифы

Готов вас напоить водой,
Но э прибавьте мне в начале,
И соберу перед собой
Я зрителей в квартире, зале.
Несет меня с трудом старик,
Но если ю прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
 Я – синоним осьминога,
А без с – в метле нас много.
Кто части мотоцикла знает,
Тот это слово разгадает.
А если букву д прибавить,
На сцене можно будет ставить.
Его откроешь – и вода
Из него польётся.
Добавишь э – и тогда
В кинотеатре он найдётся.
В планету поместите меру,
И ветер всколыхнёт всю атмосферу,
-Такой, которого сильнее не найти:
Он всё сметает на пути.
Я – здоровью основа,
Слева – букву возьми –
И морским стану словом.
Букву справа сними –
Я предмет увлеченья
На собраньях и преньях.
Для перевозки из порта в порт
Судно товар принимает на борт.
К спецпомещенью добавь букву О
Зеркалом с тумбочкой стане оно.
На нём играет пианист.
Играл Шопен и Ференц Лист,
Без Я – любой актёр играет,
Её в спектакле исполняет.
В этом слове – тишина,
Плещет сонная волна,
Шепчут тихо камыши:
«Порыбачишь от души!».
Без последней буквы слово
Получает смысл новый:
Там работает народ –
Сверлит, точит и куёт.
К торжественному крику
Лишь Л добавь, мой друг, —
В России будут горы,
Что с севера на юг.
Я полноводная! Представь,
Россия вся гордится мной.
А предо мной союз поставь,
Я стану птицею лесной.
Я — морской огромный рак.
К добавь и стану так
Летним вечером летать,
И пищать, и всех кусать.
В кровеносный сосуд
Ты предлог помести —
И ручьи побегут,
Будут вишни цвести.
 Чтоб поддерживать скворечню
Иль антенну, я гожусь.
С мягким знаком я, конечно,
Сразу цифрой окажусь.

Шарады

Мой первый слог – число с нулями,
у всех людей – последних два,
а вместе – догадайтесь сами:
всем городам она глава.
Два слога впереди – для освещения,
а третий – личное местоимение.
Все вместе – всемогущий царь,
страною древней управлявший встарь.
Жилище – первый слог,
затем идет предлог,
а в целом я огромна
и называюсь…
В начале октября ищи слог первый мой,
в начале ноября ищи второй,
а в дом жилой войдешь –
там целое найдешь.

Загадки

Я сборник карт; от ударения
зависят два моих значения:
захочешь – превращусь в название
блестящей, шелковистой ткани я.
Я травянистое растение
с цветком сиреневого цвета,
но переставьте ударение,
и превращаюсь я в конфету.
Мы – для пильщика подставка,
мы – для кучера сиденье,
но попробуй-ка поставь-ка
в нас другое ударение –
осторожней будешь с нами:
забодаем мы рогами.
Во мне два к, не забывайте,
таким, как я, всегда бывайте:
я точный, чистый и опрятный, иным же словом – … .
Он на вокзалах есть всегда,
к нему подходят поезда,
двойное р содержит он
и называется … .
Проста загадка и легка:
пишусь всегда через два к;
и мяч, и шайбу клюшкой бей, а называюсь я – … .
Я все то, что есть на свете,
Все народы на планете.
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины.
Я – жилище для зверька,
Для сверчка и паучка.
Есть еще и тезка мой:
Редкостный зверек пушной.
Вот слово. Для его решенья
В нем отыщите два значенья:
несется первое к реке,
Другое щелкнуло в замке.
Одно лепечет на поляне,
Шумит в лесу и на лугу,
Другое улеглось в кармане
И там все время ни гугу.
Я то же, что и ураган,
но только гость восточных стран.
На море я гроза для шхун,
а называюсь я … .
Я – синоним луны и омоним двенадцатой части года. Простое слово “промежуток”:
в театре несколько минуток,
пока начнется новый акт,
мы называем все …;
на время что-то прекратив,
мы объявляем …;
в борьбе, в труде устали слишком –
дают уставшим …;
после урока непременно
нужна ребятам … .
Я – синоним к сову гостеприимный; само значение моих корней указывает на старинный обычай встречать гостей хлебом и солью. Я – антоним слова “лето”,
в шубу снежную одета,
хоть люблю мороз сама,
потому что я … .
 Я – антоним к слову “зной”,я в реке, в тени густой
и в бутылке лимонада,
а зовут меня … .
Я – антоним к слову “смех”,
не от радости, утех, –
я бываю поневоле
от несчастья и от боли,
от обиды, неудач,
догадались? Это … .
Я – антоним шума, стука,
без меня вам ночью мука,
я для отдыха, для сна
называюсь … .
 В одном значении я синоним слова множество,
в другом – антоним слова суша.
В одном смысле синоним слова подлинный,
в другом – антоним слова банальный.
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Его вешают, приходя в уныние; его задирают зазнайки; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их ценит, после чего он свистит у них в карманах. Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь очень вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нем вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего.  Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими.
Ее заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее “просит” дырявая обувь; она в голове у путаников.

Вопросы-шутки

  1. Как превратить цветочный горшок в травянистый ковер парка, стадиона?
  2. Как из столба без помощи досок сделать стол?
  3. можно ли на башне посеять пшеницу?
  4. Можно ли из обертки для конфеты сделать красивый бант для девочки?
  5. Как щенка превратить в котенка?
  6. В каких словах по 100 согласных?
  7. Можно ли превратить страницу в населенный пункт?
  8. Прочитайте слова: 100ляр, 7я, ви3на, 3буна, При5, о5.
  9. Какой предмет утверждает , что он – детская болезнь?
  10. Какой полуостров жалуется на свою величину?
  11. Какая часть ноги содержит сто элементов танца?
  12. Как, не изменяя ни одного звука, а лишь меняя их местами, превратить кочегара в его рабочий инструмент?
  13. Как спортивный шест превратить в число?
  14. Что есть у ежа и у ерша, а у медведя и у оленя нет, но зато у них есть то, чего нет у ерша и у ежа?
  15. В каком магазине ничего не купишь?
  16. Что можно набрать ничего не беря в руки?
  17. Можно ли отрезать без ножа или другого режущего предмета?
  18.  Что можно собрать без помощи рук?
  19. Можно ли считать, не имея в виду числа?
  20. Я у человека, животного, у плодов растений; могу быть гусиной и чертовой; в меня советуют влезть, чтобы узнать, каково другому; из меня вылезают, стараясь кому-либо угодить.
  21. Что бродит, стоя на месте?
  22. Можно ли мешать, не препятствуя, а помогая?
  23. Что можно разбить, получив за это не выговор, а благодарность?
  24. Какой город летает?
  25. Какое государство можно носить на голове?
  26. Какая европейская столица стоит на скошенной траве?
  27. Какую реку можно срезать ножом?
  28. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед?
  29. Из каких фразеологизмов инопланетяне могли бы заключить, что у человека не пара ног, рук, глаз, ушей, а много?
  30. В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями?
  31. В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?
  32. Существует фразеологизм повесить нос (приуныть), а какой фразеологизм уточняет, куда именно вешать нос?
  33. Что общего в словах дуга, бараний рог и три погибели?
  34. Есть ли у земли лицо?
  35. Можно ли что-нибудь перелить из пустого сосуда?
  36. Может ли вопрос заболеть? Есть ли у него ребра?
  37. Говорят: искать по горячим следам. А может ли след быть холодным?
  38. Может ли горе быть в жидком состоянии?
  39. Есть ли глаза у опасности, правды, смерти?
  40. Какое кушанье бывает в голове у некоторых людей?
  41. Могут ли правда и опыт иметь неприятный вкус?
  42. Каким гребнем не расчесываются?
  43. Какое поле нельзя засеять?
  44. Какой узел не развяжешь?
  45. Из какой посуды не едят?
  46. Прочитайте слова: смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, па3от, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 100п, 100н.
  47. Какое местоимение можно записать одной буквой?
  48. Какие два местоимения мешают автотранспорту?
  49. Какие три местоимения самые чистые?
  50. Какой остров в Карибском море утверждает, что он одежда?
  51. Какое местоимение может в спорте удовлетворить соперников, но разочаровать болельщиков?
  52. В каком фразеологизме определительное местоимение утверждает, что оно не притяжательное?
  53. Какой газ отрицает личное местоимение?
    Какой предлог можно “сыграть” на музыкальном инструменте или спеть?
  54. Какие два предлога определяют положение тела?
  55. Из каких двух предлогов можно создать литературное (нестихотворное) произведение?
  56. Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства?
  57. Какая частица может определить место шахматной фигуре?
  58. Какой частицей оканчиваются все глаголы в одном из лиц единственного числа настоящего и будущего простого времени?
  59. Какую частицу боятся, хоть она и не ядовита?
  60. Какую разговорную частицу заваривают и пьют?

При наполнении страницы использовались материалы книги А.Т.Арсирий “Занимательные материалы по русскому языку” , М: “Просвещение”, 1993 г.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*


Генерация пароля