В современных условиях, когда межнациональное общение приобретает все более широкие масштабы, проблема специфики национальных языковых систем привлекает все более пристальное внимание лингвистов и методистов. В настоящее время как в собственно лингвистических, так и в прикладных (лингвометодических) целях осуществляются исследования национально-культурной специфики языковых единиц, то есть изучение зафиксированного в языке отображения особенностей духовной и материальной культуры того или иного народа.
В лингвистическом плане национальные особенности семантики языковых единиц представляют интерес с точки зрения, выявления отраженной в них специфики языковой картины мира, присущей тому или иному народу. В лингвометодическом плане такие исследования позволяют выявить языковой материал, актуальный для лингвокультурологического описания в учебных целях для практики преподавания русского языка как иностранного.
Изучающие иностранный язык (русский) должны знакомиться, в первую очередь, с языковыми единицами, наиболее ярко отражающими национальные особенности культуры народа-носителя языка и среды его существования, что будет способствовать достижению конечной цели обучения – формированию коммуникативной компетенции, представляющей собой сложное комплексное образование, совокупность целого ряда других компетенций (лингвистической, речевой, предметной, культуроведческой, лингвокультурологической, лингвострановедческой и др.).
Определение лингвокультурологической компетенции (термин введен в науку В.В. Воробьевым, 2004) можно сформулировать следующим образом: ЛК представляет собой знания говорящим / слушающим всей (или активной) системы ценностей, выраженных в языке. В русле лингвострановедения и лингвокультурологии внимание уделяется разработке вопроса о национально-культурном компоненте семантики языковых единиц (лексического фона), в данную группу включают слова, обладающие национальным колоритом, фразеологизмы русского языка, пословицы и поговорки.
Цель настоящего модуля – сформировать у учителей РКИ/РКН методическую компетенцию, направленную на готовность «изучать определенным образом отобранную и организованную совокупность культурных ценностей, исследовать живые коммуникативные процессы порождения и восприятия речи, опыт языковой личности и национальный менталитет, давать системное описание языковой картины мира и обеспечивать выполнение образовательных, воспитательных и интеллектуальных задач обучения» [Воробьев, 1999].
При освоении данного модуля выделяются следующие лингвокультурологические задачи:
- Научить педагогов моделировать у учащихся, изучающих русский язык как неродной базовые фоновые знания о культуре России, русского народа.
- Сообщить способы развития у обучающихся навыков и умений объективного сопоставления фактов, явлений разных культур.
- Содействовать расширению, накоплению и усвоению приёмов направленных на формирование минимума языковых единиц с национально-культурным компонентом семантики, отобранных для данного этапа обучения.
- Сформировать исходные, первичные навыки и умения извлечения актуальной информации о социокультуных особенностях и традициях нашей страны.
- Обеспечить по возможности адекватное восприятие учебных, публицистических, художественных текстов, а также русских кинофильмов, и на их основе строить свои высказывания для непосредственного участия в общении.