Учет особенностей процессов порождения и восприятия-понимания речевого высказывания в той деятельности, которая осуществляется непосредственно в овладении иноязычной речью, позволяет уточнить и по-новому интерпретировать ряд важнейших для практики преподавания русского языка теоретических вопросов, относящихся и к отбору учебного грамматического материала, и к системе работы над ним на уроке. Прежде всего, следует отметить, что коммуникативно-деятельностный подход намечает более приближенные к задачам практического овладения русским языком аспекты характеристики самого понятия «учебный грамматический материал».
Введение обобщенного и систематизированного грамматического материала осуществляется не ради приобретения теоретических знаний об устройстве языка, а для того чтобы побудить учащихся к определенным речевым действиям.
Цель освоения данного модуля — формирование у учителей русского языка национальных школ представлений об аспектах русского языка, методических основах обучения русскому произношению, грамматическим категориям, способам семантизации новой лексике и т.д.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- совершенствовать лингвистическую компетенцию обучающихся, систематизировать их знания о русском языке, сообщить необходимые для их преподавательской деятельности теоретические знания;
- совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся, их навыки и умения во всех видах речевой деятельности, позволяющие владеть русским языком в пределах учебных программ для преподавательской деятельности;
- формировать методическую компетенцию преподавателей РКИ и РКН:
- сообщить необходимые и достаточные знания по методике преподавания РКИ/РКН (основные положения методики);
- развивать методическое мышление учителей РКН, их способность применять полученные теоретические знания при обучении РКН в национальной школе;
- формировать практические навыки и умения, необходимые для решения конкретных методических задач.
В результате освоения программы обучающийся должен демонстрировать следующие результаты обучения:
Знать:
что такое методика, иметь представление о закономерностях методики обучения иностранным языкам как науки и о характере ее связи со смежными дисциплинами, виды методик, предмет, содержание методики как науки, цели и задачи, подход, метод, процесс обучения и другие базисные категории методики преподавания РКИ;
понятие коммуникативной компетенции, принципы обучения РКИ / РКН, выделяемые на основе базисных наук социологического цикла;
классификации основных методов;
что такое средства обучения РКИ / РКН для учащихся и для преподавателя;
основные принципы отбора и презентации учебного материала;
систему уровней владения РКИ, понятие об этапах обучения, основные подходы к обучению грамматике, фонетике, лексике, переводу, виды речевой деятельности, психофизиологические механизмы видов речевой деятельности;
особенности обучения разным видам речевой деятельности, формы контроля.
Уметь:
применять данные базовых для методики наук (лингвистики, педагогики, дидактики, социологии, психологии, психолингвистики), принимая конкретные методические решения;
выбирать и целесообразно использовать различные средства обучения в соответствии с целями и задачами учебного процесса;
использовать разные типы упражнений для развития коммуникативной компетенции на разных этапах обучения в различных учебных учреждениях;
использовать приемы активизации иноязычного общения в процессе обучения;
планировать урок/занятие в соответствии с его задачами и условиями обучения;
выделять актуальные для данной группы учащихся аспекты в процессе преподавания РКИ / РКН;
формировать активный, пассивный и потенциальный словари учащегося на разных этапах обучения;
использовать основные методы и принципы преподавания РКИ / РКН адекватно условиям и целям обучения;
учитывать специфику устной и письменной речи при формировании навыков и развитии умений в различных видах речевой деятельности;
обучать различным видам чтения;
развивать умения монологической и диалогической речи; использовать письмо как цель и средство обучения;
применять различные виды и формы контроля при организации учебного процесса.
Владеть:
принципами подхода к языковому материалу и основными методическими приемами для подготовки и проведения уроков по русскому языку как иностранному;
навыками работы с учебниками, учебными пособиями, интерактивными курсами, компьютерными программами, лексическими минимумами, тренировочными тестами и др. по РКИ / РКН;
методикой взаимосвязанного обучения разным видам речевой деятельности.
В результате освоения программы у учащихся формируются: психологическая, педагогическая, методическая и профессионально-коммуникативная компетенции.