Формирование и совершенствование коммуникативно-речевых умений обучающихся при изучении русского языка

1) название практики – Формирование и совершенствование коммуникативно-речевых умений обучающихся при изучении русского языка

2) субъект РФ, населенный пункт: Тамбовская область

3) наименование организации: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина

4) авторы: Павлова Валентина Викторовна, Фролова Ирина Ивановна

5) годы реализации: 2016-2018

6) уровень образования: основное и среднее общее образование, высшее образование

7) описание сути практики (1-2 стр. А4)

Русский язык играл и играет огромную созидательную роль в развитии культуры, науки и образования народов России, определяя самобытность и жизнеспособность российского народа. Русский язык является одним из фундаментальных факторов, объединяющих многонациональный российский народ, что обусловливает необходимость расширения мер, направленных на поддержку русского языка как родного языка и как языка межнационального общения.

Основной целью данной практики является повышение уровня культуры речи, формирование и совершенствование коммуникативно-речевых умений.

Уровень культуры современного человека во многом зависит от степени владения языком и речью, от умения общаться в определенной речевой ситуации. Повышение культуры социальных и межличностных отношений, создание благоприятной атмосферы общения, уважение партнера по коммуникации – это первостепенная задача обучения русскому языку в современной школе, которая   может быть решена только в том случае, если школьник получит необходимые знания и навыки образцового владения грамотной и красивой речью на государственном языке Российской Федерации – русском языке.

Предметом культуры речи являются нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества.

Суть практики заключается в организации тренингов по отработке коммуникативно-речевых умений обучающихся. Все это предопределило структуру данной практики, которая состоит из трех частей: конспекта лекций, рабочей тетради, тестовых заданий.

Использование данной практики направлено на решение важнейших задач:

  • закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;
  • выработка способности видеть нарушения норм литературного языка;
  • формирование коммуникативной компетенции;
  • развитие навыков поиска и оценки информации;
  • развитие речевого мастерства для подготовки к различным ситуациям общения (ведение споров, дискуссии, культура публичного выступления и т.п.);
  • повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений;
  • соблюдение правил речевого этикета;
  • формирование навыков грамотного составления документации.

8) результаты внедрения, в т.ч. количественные показатели (при наличии)

Преподавателями русского языка как родного /как неродного – авторами данной модели – была успешно реализована представленная работа: обучено более тысячи педагогов области, а также Республики Дагестан с использованием специально подготовленного УМК. Показателем успешности является выполнение тестов и заполнение рабочей тетради по культуре речи на удовлетворительную оценку, внедрение рабочих тетрадей в учебный процесс всероссийского масштаба.

9) практическая значимость и преимущества результатов

Подобные методики позволяют усовершенствовать процесс преподавания русского языка, выводя его на более качественный уровень. Разработанные материалы используются учителями тамбовской области при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

10) ссылки на информационные источники, публикации, которые представляют результаты практики:

Региональное сетевое сообщество учителей русского языка и литературы (Раздел «Методическая копилка»)

https://clck.ru/F9TEp

11) доп. материалы – фото практической деятельности в хорошем разрешении для публикации.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*


Генерация пароля