Формирование и совершенствование коммуникативно-речевых умений обучающихся при изучении русского языка
1) название практики – Формирование и совершенствование коммуникативно-речевых умений обучающихся при изучении русского языка
2) субъект РФ, населенный пункт: Тамбовская область
3) наименование организации: Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина
4) авторы: Павлова Валентина Викторовна, Фролова Ирина Ивановна
5) годы реализации: 2016-2018
6) уровень образования: основное и среднее общее образование, высшее образование
7) описание сути практики (1-2 стр. А4)
Русский язык играл и играет огромную созидательную роль в развитии культуры, науки и образования народов России, определяя самобытность и жизнеспособность российского народа. Русский язык является одним из фундаментальных факторов, объединяющих многонациональный российский народ, что обусловливает необходимость расширения мер, направленных на поддержку русского языка как родного языка и как языка межнационального общения.
Основной целью данной практики является повышение уровня культуры речи, формирование и совершенствование коммуникативно-речевых умений.
Уровень культуры современного человека во многом зависит от степени владения языком и речью, от умения общаться в определенной речевой ситуации. Повышение культуры социальных и межличностных отношений, создание благоприятной атмосферы общения, уважение партнера по коммуникации – это первостепенная задача обучения русскому языку в современной школе, которая может быть решена только в том случае, если школьник получит необходимые знания и навыки образцового владения грамотной и красивой речью на государственном языке Российской Федерации – русском языке.
Предметом культуры речи являются нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества.
Суть практики заключается в организации тренингов по отработке коммуникативно-речевых умений обучающихся. Все это предопределило структуру данной практики, которая состоит из трех частей: конспекта лекций, рабочей тетради, тестовых заданий.
Использование данной практики направлено на решение важнейших задач:
- закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;
- выработка способности видеть нарушения норм литературного языка;
- формирование коммуникативной компетенции;
- развитие навыков поиска и оценки информации;
- развитие речевого мастерства для подготовки к различным ситуациям общения (ведение споров, дискуссии, культура публичного выступления и т.п.);
- повышение культуры разговорной речи, обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений;
- соблюдение правил речевого этикета;
- формирование навыков грамотного составления документации.
8) результаты внедрения, в т.ч. количественные показатели (при наличии)
Преподавателями русского языка как родного /как неродного – авторами данной модели – была успешно реализована представленная работа: обучено более тысячи педагогов области, а также Республики Дагестан с использованием специально подготовленного УМК. Показателем успешности является выполнение тестов и заполнение рабочей тетради по культуре речи на удовлетворительную оценку, внедрение рабочих тетрадей в учебный процесс всероссийского масштаба.
9) практическая значимость и преимущества результатов
Подобные методики позволяют усовершенствовать процесс преподавания русского языка, выводя его на более качественный уровень. Разработанные материалы используются учителями тамбовской области при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
10) ссылки на информационные источники, публикации, которые представляют результаты практики:
Региональное сетевое сообщество учителей русского языка и литературы (Раздел «Методическая копилка»)
11) доп. материалы – фото практической деятельности в хорошем разрешении для публикации.