Обучение русскому языку в условиях ограниченной языковой среды имеет свои особенности, отличающие его как от овладения родным языком, который усваивается в раннем возрасте неосознанно и стихийно (родной язык сначала является средством усвоения ребенком общественного опыта, и лишь затем – средством выражения собственных мыслей), так и от обучения другим общеобразовательным и специальным дисциплинам.
Различные по своей психологической сути процессы изучения родного и иностранного языков обусловливают разный характер целей, содержания, методов обучения и других категорий наук. Много общего у методики РКИ/РКН с методиками обучения другим иностранным языкам, в частности в области методов, приёмов и средств обучения. Однако каждый язык обладает своей внутриструктурной спецификой, и перенос приёмов обучения одному языку в область обучения другому без учёта этой специфики не всегда целесообразен.
Целью изучения данного модуля является формирование у учителей русского языка как неродного в национальной школе представлений об общих вопросах методики обучения русскому языку как иностранному и неродному, этапах, профилях, целях, задачах обучения, видах речевой деятельности, аспектах языка, видах упражнений и т.п.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- совершенствовать лингвистическую компетенцию обучающихся, систематизировать их знания о русском языке, сообщить необходимые для их преподавательской деятельности теоретические знания;
- совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся, их навыки и умения во всех видах речевой деятельности, позволяющие владеть русским языком в пределах учебных программ для преподавательской деятельности;
- формировать методическую компетенцию преподавателей РКИ и РКН:
- сообщить необходимые и достаточные знания по методике преподавания РКИ/РКН (основные положения методики);
- развивать методическое мышление учителей РКН, их способность применять полученные теоретические знания при обучении РКН в национальной школе;
- формировать практические навыки и умения, необходимые для решения конкретных методических задач:
-
- соотносить содержание обучения с его целями;
- интерпретировать приёмы и методы обучения как пути и способы достижения определенной цели в процессе обучения;
- определять место урока в системе цикла занятий;
- определять методические задачи одного урока / цикла занятий;
- анализировать языковой материал Программы для национальных школ с точки зрения трудности его усвоения;
- уметь рационально использовать родной язык учащихся;
- правильно дозировать учебный материал в соответствии с Программой и объёмом курса;
- выбирать адекватные приёмы и средства презентации материала;
- определять последовательность этапов урока и их временных рамок;
- предупреждать, выявлять и своевременно корректировать фонетические, грамматические и лексические ошибки в устной и письменной речи учащихся, отклонения от нормативной русской речи;
- использовать в процессе обучения разные виды упражнений;
- правильно организовать общение на уроке, создавать и поддерживать мотивацию;
- создавать на уроке благоприятную обстановку для коллективной учебной деятельности, речевого взаимодействия;
- отбирать материал для контроля, определять виды и формы текущего и итогового контроля;
- уметь адаптировать свою речь к возможностям учащихся, развивать умение речевого педагогического общения, сознательно регулировать свою речь на уроке (темп, среднюю скорость речи…);
- работать с методической литературой;
- расширять общую эрудицию обучающихся, их знания русской культуры, национально-специфичных правил речевого поведения, речевого этикета.