Характерной чертой развития современного общества является включение информационных коммуникационных технологий во все сферы жизни, в первую очередь, в образовательный процесс. Использование информационных технологий в обучении считается залогом успеха, поскольку отличаются высоким уровнем репрезентативности, качества визуальной и аудиальной информации, интерактивности. Требования актуальных образовательных стандартов подчеркивают, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одним из способов эффективного применения интерактивных форм обучения служат информационные технологии.
Современное общество отводит информации роль важнейшего фактора социального развития. Качественно меняются требования не только к уровню подготовки специалистов, но к воспитанию у всех членов общества качеств, позволяющих полноценно пользоваться достижениями в области информационных и компьютерных технологий.
Цель изучения данного модуля – сформировать систему компетенций в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в педагогической и научной деятельности, получить представление об использовании современных информационных технологий в различных областях филологического знания, научиться применять полученные знания в процессе практической работы с языковым материалом и текстом.
В задачи освоения модуля входит:
- ознакомить педагогов с возможностями современных информационных технологий и практикой их использования в практике преподавания русского языка как иностранного / неродного;
- сформировать представление о филологических русскоязычных информационных ресурсах, способах доступа к ним и их использования;
- раскрыть общие принципы решения задач в области методики преподавания русского языка / неродного при помощи компьютера;
- развить у педагогов практические навыки эффективно пользоваться различными компьютерными программами, направленными на обучение русскому языку как иностранному/ неродному, русскоязычными базами данных и сетевыми ресурсами для решения лингвистических и методических задач.
В результате освоения данного модуля учащиеся осваивают следующие общепрофессиональные и профессиональные компетенции:
- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
- умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик с использование ИКТ;
- владением навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных, научных и культурно-просветительских организациях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах;
- способность организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс, владение навыками работы в профессиональных коллективах, способностью обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности.
Знать:
- структуру информационных и коммуникационных технологий, сферы применения в области обучения русскому языку как неродному;
Уметь:
- пользоваться лингвистическими информационными ресурсами;
- решать разнообразные лингвистические задачи при помощи компьютера;
- использовать информационные технологии в обработке текстов;
- пользоваться интернет-сервисами в информационных и коммуникационных целях;
- организовать учебный процесс при использовании компьютерных средств.
Владеть:
- навыками работы с электронными ресурсами – терминологическими словарями, письменными текстовыми массивами, фонетическими корпусами текстов, электронными библиотеками;
- навыками пользования учебными интернет-сервисами, интернет-ресурсами;
- способами организации обучения русскому языку как неродному с применением компьютерных обучающих программ и систем, интерактивных средств обучения ИЯ;
- методикой разработки презентационных учебных материалов с применением компьютерных обучающих программ и систем;
- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
- Использовать полученные лингвистические и методические знания в контексте своей профессиональной деятельности преподавателя РКИ / РКН.