В 2016 – 2017 годах в рамках реализации мероприятия 1.6. «Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка» Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 – 2020 годы» в Тамбовской области транслируются лучшие региональные практики, которые могут быть использованы другими субъектами Российской Федерации:

1. Тьюторское сопровождение процесса обучения русскому языку как родному/неродному. В 2017 году ТОИПКРО была разработана диагностика уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов. На региональном портале «Русский для всех» за период январь-март прошли диагностику 275 учителей русского языка образовательных организаций Тамбовской области, в июне – 550 учителей русского языка Республики Дагестан. Анализ результатов позволил выявить профессиональные затруднения учителей: недостаточное владение современными технологиями преподавания предмета в условиях современной школы, методикой проектирования современного урока, технологических карт; слабое использование лингвокультурологического подхода в обучении русскому языку. Диагностика профессиональных дефицитов педагогов позволила актуализировать комплекс компетенций педагогических работников, необходимых для формирования поликультурной образовательной среды. Выстроены свыше 100 индивидуальных маршрутов. К наиболее востребованным можно отнести следующие темы: «Особенности проектирования современного урока русского языка как родного/неродного в поликультурной образовательной среде», «Технология тьюторского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями при обучении русскому языку как родному/неродному (билингвы, инофоны)», «Развитие социокультурного пространства при изучении русского языка как родного/неродного», «Механизмы достижения метапредметных образовательных результатов в условиях реализации различных форм организации урочной и внеурочной деятельности по русскому языку как родному/неродному». С учетом проведенного анализа и профессиональных стандартов модернизированы содержание и формы повышения квалификации педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного), усилена их ориентация на удовлетворение персонифицированного образовательного запроса. Данный материал послужил основой для актуализации программ 2016 года и разработки новых программ по направлениям «Культура речи», «Россиеведение», «Школа как поликультурная образовательная среда».

В поддержку курсов лучшими педагогами-практиками Тамбовской области, сотрудниками института повышения квалификации, преподавателями ТГУ им. Г.Р. Державина за отчетный период разработано 5 модулей дистанционного обучения по вопросам обучения русскому языку как родному/неродному, в целом вариативность модулей обеспечивается 21 модулем, размещенном на дистанционной площадке повышения квалификации (http://68cdo.ru), способствующими удовлетворению индивидуальных образовательных запросов в соответствии с результатами проведенной диагностики профессиональных затруднений педагогов.

Кроме того, разработано 6 дополнительных профессиональных программ: «Тьюторское сопровождение профессионального развития педагогических работников по вопросам преподавания русского языка как родного/неродного» (72 часа), «Проектирование образовательного процесса по русскому языку как родному/неродному» (72 часа), «Преподавание русского языка и культуры речи в открытом образовательном пространстве современной школы» (72 часа), «Инновационные формы организации познавательной деятельности при обучении русскому языку как родному/ неродному» (72 часа), «Совершенствование профессиональных компетенций учителей филологического профиля в области методики преподавания русского языка как неродного в культурологическом аспекте» (36 часов), «Формирование речевой культуры при обучении русскому языку как неродному, как иностранному» (36 часов). Программы позволяют решить ряд следующих стратегически важных задач в вопросе повышения квалификации учителей, преподающих русский язык как родной/неродной:

  • методика преподавания русского языка в условиях полиэтнической среды;
  • применение компетентностно-деятельностного подхода в обучении;
  • проектирование внеурочной деятельности обучающихся при обучении русскому языку как родному/ неродному;
  • формирование методической компетенции, направленной на готовность изучать определенным образом отобранную и организованную совокупность культурных ценностей, исследовать живые коммуникативные процессы порождения и восприятия речи, опыт языковой личности и национальный менталитет, давать системное описание языковой картины мира и обеспечивать выполнение образовательных, воспитательных и интеллектуальных задач обучения;
  • повышение уровня практического владения современным русским литературным языком у учителей русского языка и литературы в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях, расширение общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом русского языка.

Также разработаны и тиражированы методические материалы в поддержку повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного):

  1. По страницам России (учебно-методическое пособие по обучению  аудированию и конспектированию)
  2. Проектирование социально значимых мероприятий в поликультурной среде
  3. УМК «Россиеведение в аспекте изучения русского языка и культуры»
  4. Формирование речевой культуры при обучении русскому языку как родному/ неродному (учебно-методическое пособие).

2. Модель поддержки учительского роста педагогов, осуществляющих преподавание русского языка (как родного, как неродного, как иностранного), реализуется с 2014 года. Цель – поддержка профессионального развития педагогов в зависимости от специфики условий осуществления образовательной деятельности, связанной с преподаванием русского языка.

Функционируют 12 региональных инновационных площадок по апробации профессионального стандарта педагога. Итогом их работы стали проекты должностных инструкций учителя русского языка, учитывающие требования профстандарта педагога, образцы нормативных документов по осуществлению внутриучрежденческой оценки деятельности педагога. Внесены коррективы в систему внутрифирменного обучения, в том числе по проблемам преподавания русского языка.

Осуществляется тьюторское сопровождение индивидуальных планов профессионального развития со стороны квалифицированных педагогов, специалистов системы дополнительного профессионального образования, методических служб. К проектированию и реализации мер поддержки профессионального роста учителей русского языка привлечены специалисты высшей школы, в том числе имеющие опыт работы с иноязычными студентами. Основой планирования мер профессиональной поддержки учителя является сопоставительный анализ результатов независимой оценки образовательных достижений обучающихся и диагностики профессиональных затруднений педагога.

В процессе реализации модели созданы нормативно-правовая база; банк программно-методических, информационно-аналитических, контрольно-измерительных материалов по методике преподавания русского языка; цифровые информационно-образовательные ресурсы, обеспечивающие дистанционную поддержку программ профессионального развития педагогов; дополнительные профессиональные программы и их модули, направленные на повышение уровня владения профессиональными компетенциями учителей русского языка; система показателей и индикаторов учительского роста педагогов; диагностика уровня готовности педагога к реализации новых требований, что необходимо, в том числе, для разработки программ поддержки профессионального развития учителя.

Диссеминации педагогического опыта способствует использование возможностей 12 сетевых профессиональных сообществ как площадки совместного проектирования эффективных методических решений и обеспечения доступа к методическим ресурсам по вопросам преподавания русского языка.

3. Россиеведение в аспекте изучения русского языка и культуры в условиях открытого регионального культурно-образовательного пространства. Данная модель является развитием реализуемой в 2016 году модели сетевого взаимодействия с учреждениями культуры, которая обеспечивает создание культурно-образовательного пространства на основе межведомственной интеграции и сетевого взаимодействия образовательных организаций, учреждений сферы культуры и искусства.

В  рамках модели функционируют 9 региональных инновационных площадок всех уровней образования, на базе которых организованы стажировки для педагогических работников и работников сферы культуры. Так на базе МАОУ ДОУ «Непоседы», гимназии № 12 г. Тамбова, гимназии № 7 г. Тамбова осуществляется  погружение в языковую среду обучающихся, для которых русский язык является неродным/иностранным.

Результатом деятельности площадок стали региональные социально-значимые проекты, которые легли в основу комплексной программы обучения русскому языку (как родному, неродному, иностранному), а также организации мероприятий, направленных на изучение истории, культурных и фольклорных традиций России и национальных республик.

Эффективным направлением данной модели является активное погружение иностранных студентов, детей мигрантов из стран ближнего зарубежья и республик Российской Федерации, учащихся средних образовательных учреждений в социокультурную систему региона. Результаты реализации модели: развитие субъектности детей и их включенности в социальное пространство с нахождением собственной «ниши» (антропологические результаты); развитие социальной толерантности, гуманизация среды, снижение рисков существования в агрессивной среде (социальные результаты); осуществление психолого-педагогического сопровождения «смешанных» детских контингентов и включение в интегративное пространство особых категорий детей (методические результаты).

Разработана нормативно-правовая база межведомственного взаимодействия, критерии оценки эффективности межведомственной интеграции сетевого взаимодействия образовательных организаций и учреждений сферы культуры и искусства. Осуществляется внедрение системы и средств воспитательной работы со смешанными контингентами детей через социальную адаптацию – к социальному действию.

В рамках сетевого взаимодействия с областной научной библиотекой имени А.С. Пушкина функционирует Центр «Диалоги культур», Дома культуры «Знамя труда» – региональный клуб «Искусство без границ», проведено 12  мероприятий  для иностранных студентов, обучающихся, педагогов общеобразовательных организаций, родительской общественности и представителей сферы культуры. На основе обобщенного опыта разработано УМК «Россиеведение в аспекте изучения русского языка и культуры».

4. Региональная модель эффективного межведомственного взаимодействия учреждений культуры и образования. Модель реализуется в рамках направления «Выявление лучших практик и моделей, обеспечивающих высокое качество обучения русскому языку как неродному на всех уровнях общего образования, в том числе с использованием возможностей музеев, библиотек и иных учреждений культуры, с целью их распространения на всей территории Российской Федерации» и создает благоприятные условия для проведения социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию, поддержку и продвижение русского языка для широкого круга общественности. Значительный опыт накоплен в плане  организации и проведения веб-квестов, которые способствуют не только расширению географии участников, но и формированию коммуникативной, исследовательской, проектировочной компетенций школьников.

5. Межрегиональный образовательный интернет-проект «Мосты дружбы» реализовывался в течение 2017 года и был направлен на совместную работу со школами Республики Тыва с целью формирования коммуникативной грамотности учащихся. В совместной работе принимали участие четыре школы Тамбовской области и три школы Республики Тыва: районная сельская школа Тоора-Хем Тоджинского района, школа №1 города Шагонар, а также школа Кок-Чыраа. Такой формат партнерского взаимодействия образовательных организаций  позволяет создать так называемый избыточный образовательный ресурс, который впоследствии могут использовать все школы в рамках проекта.

В ходе реализации проекта  разработана серия  УМК, способствующая формированию единого лингвокультурологического и информационного пространства, необходимого для совершенствования преподавания русского языка, в том числе как неродного. Для расширения культурно-образовательного взаимодействия, наряду с плановыми мероприятиями интернет-проекта «Мосты дружбы», были организованы виртуальные экскурсии в музеи Тамбовской области, проведение совместных он-лайн киносеансов с последующим проблемным обсуждением фильмов на форуме, квесты школьных команд по русской культуре.

Положительным эффектом явилось то, что каждая школа имела возможность «встроиться» в совместную работу с учреждениями Тамбовской области практически каждый день и принять участие в мероприятиях как для педагогов, так и для учащихся всех уровней образования. Это в совокупности свыше 40 мастер-классов, 60 уроков по предметам, серия занятий студий дополнительного образования, центров внеурочной работы, интернет-проекты.

6. С 2016 года в Тамбовской области успешно функционирует региональный Центр русского языка «Русское слово», целью которого является формирование бережного и ответственного отношения к русскому языку (сохранение, развитие, изучение) и привлечение внимания широкой общественности к проблемам функционирования русского языка.

В рамках деятельности Центра осуществляется сопровождение социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию, поддержку и продвижение русского языка для широкого круга общественности; проводятся научно-методические исследования в области разработки методик обучения русскому языку (как родному, как неродному, как иностранному) с применением информационно-коммуникационных технологий; ведется работа с педагогическими кадрами, а также с учащимися по проблемам преподавания и изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного).

Данная модель обеспечила сопровождение и диссеминацию инновационного опыта по проблемам обучения и преподавания русского языка (как родного, как неродного, как иностранного), многоаспектное взаимодействие с региональной общественностью; создание единого информационного пространства, необходимого для распространения в общественно-профессиональном сообществе современных научных и методических технологий преподавания русского языка; предоставление широких возможностей для профессионального общения, в том числе через проведение следующих социально значимых мероприятий: День славянской письменности и культуры, День русского языка, интеллектуальная игра «Моя многонациональная Тамбовщина». Состоялись сетевые мероприятия межрегионального уровня (веб-квесты): «Я в гости к Пушкину спешу»,  «Как на книжкины именины». Участие в вышеуказанных мероприятиях приняли 102 команды из 25 субъектов РФ.

Распространение опыта преподавания русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) осуществлялось также в рамках деятельности 12 региональных сетевых сообществ (размещено 5 материалов).

7. Особое значение для тиражирования лучших практик имеет освещение деятельности стажировочной площадки в средствах массовой информации. Так, на сегодняшний день подготовлены и размещены 47 информационных материалов в региональных печатных СМИ, на сайтах ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», управления образования и науки Тамбовской области, управления культуры и архивного дела Тамбовской области, Тамбовской епархии, образовательных организаций Тамбовской области, региональных информационных агентств «Свежий ветер», «Регионы России», «TambovNews», «Блокнот Тамбова», «OnlineTambov.ru», «Без формата.ru», региональном образовательном портале «Русский для всех».

Основными темами новостных сюжетов, а также заметок, сообщений в печатных СМИ и региональных новостных порталах являются  вопросы поддержки, сохранения и распространения русского языка как средства межнационального общения народов Российской Федерации, средства международного общения, преподавания русского языка и культуры речи в общеобразовательных организациях, в том числе русского языка как неродного, представление лучших практик преподавания русского языка как родного/неродного.

Продолжает функционировать образовательный портал «Русский для всех» по организации консультационной и методической поддержки педагогических работников и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) (http://rusall.68edu.ru/). В 2017 году на нем было размещено 15 методических материалов, в том числе  видеоуроки  из  опыта преподавания русского языка как родного, как неродного.

Распространение опыта преподавания русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в рамках деятельности 12 региональных сетевых сообществ (размещено 5 материалов).

За отчетный период было организовано 5 социально значимых мероприятий, направленных на популяризацию, поддержку и продвижение русского языка для широкого круга общественности в рамках деятельности регионального Центра русского языка «Русское слово»: День славянской письменности и культуры, День русского языка, интеллектуальная игра «Моя многонациональная Тамбовщина».

Состоялись сетевые мероприятия межрегионального уровня (веб-квесты): «Я в гости к Пушкину спешу»,  «Как на книжкины именины», в которых  приняли участие 102 команды из 25 субъектов РФ.

С учетом накопленного опыта по реализации мероприятия 1.6. ФЦПРЯ на 2016 – 2020 году определены следующие рекомендации по перспективам дальнейшего использования лучших практик:

формирование эффективных моделей поддержки профессионального развития учителя русского языка в соответствии с задачами реализации ФГОС, выступающих элементами построения системы учительского роста;

формирование профессиональных компетенций учителей русского языка для обеспечения качества преподавания в открытой поликультурной образовательной среде и социальной адаптации детей к социальным действиям;

развитие и продвижение работы регионального образовательного портала «Русский для всех»;

расширение участия сетевых профессиональных сообществ,  учебно-методических объединений по общему образованию в осуществлении анализа эффективности применения современных технологий, в выработке решений по проблемам обновления содержания и методик преподавания русского языка;

внедрение и совершенствование эффективных технологий урочной и внеурочной деятельности, процедур и диагностического инструментария оценки образовательных достижений учащихся по русскому языку (как родному, как неродному);

тиражирование лучших практик преподавания русского языка как родного/неродного в  рамках социально значимых мероприятий, в т.ч. межрегиональных, направленных на популяризацию, поддержку и продвижение русского языка, для широкого круга общественности (форумы, съезды, конференции, семинары и т.п.).

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
*


Генерация пароля